Условия, способствующие развитию детской инициативы

 ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детской инициативы в различных видах деятельности, необходимой для создания социальной ситуации развития детей. Что это значит - инициативный ребенок дошкольного возраста? Такое качество, как инициативность, проявляется тогда, когда ребенок самостоятельно делает выбор тематики игровой деятельности, ставит и решает игровые проблемные ситуации.В ФГОС ДО отмечается необходимость создания условий для свободного выбора детьми различных видов деятельности, форм совместного взаимодействия и их участников. Детская инициатива является важнейшим показателем детского развития, это способность детей к самостоятельным, активным действиям, развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками, развитие умения детей работать в группе сверстников. Инициативный ребенок стремится к организации различных продуктивных видов самостоятельной деятельности, игр, такой ребенок умеет найти занятие по – желанию, участников по совместной деятельности, заинтересовать других детей, самостоятельно объясняет явления природы и поступки других людей, отличается способностью к принятию собственных решений. У инициативного ребенка ярко проявляются такие отличительные черты, как любознательность, изобретательность, пытливость ума.

Какие же направления и способы поддержки детской инициативы можно порекомендовать педагогам и родителям?

Можно выделить психолого-педагогические и материально-технические условия.

Необходимым психолого-педагогическим условием развития инициативного поведения является воспитание ребенка в условиях развивающего, не авторитарного общения.

А материально -технические связаны прежде всего с организацией предметно-пространственной среды для обеспечения развития самостоятельности и инициативы.

Названные условия характеризуют требования к взрослым, осуществляющим педагогическую поддержку :

-  важно владеть способами поддержки детской инициативы, необходимо научиться тактично сотрудничать с детьми.

-Предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы;

-Предоставлять детям возможность выбора различных форм деятельности: индивидуальной, парной, групповой;

-Отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей; поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных

самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений каждого ребенка,

Словесное поощрение;

Повышение самооценки;

Создание ситуации успеха.

-Не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность. Научить детей грамотно реагировать на собственные ошибки . Если мы хотим, чтобы наши дети верили в себя, развивались и экспериментировали, мы должны подкреплять инициативу, даже когда она сопровождается ошибками.

-Поощрять познавательную активность каждого ребенка, развивать стремление к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и качеств предметов. Поощрять различные творческие начинания ребенка.

-Уважать индивидуальные вкусы и привычки детей; проявлять внимание к интересам и потребностям каждого ребенка; проявлять внимание к вопросам детей

-Создавать ситуации самостоятельного поиска решения возникающих проблем.

- Косвенная (недирективная) помощь детям. Если ситуация подобна той, в которой ребенок действовал раньше, но его сдерживает новизна обстановки, достаточно просто намекнуть, посоветовать вспомнить, как он действовал в аналогичном случае.

-Использовать личностный пример воспитателя (использование грамотной правильной речи, отношение к собеседнику, настроение и т. д.);

-Устанавливать простые и понятные детям нормы жизни группы, четко исполнять правила поведения всеми детьми;

- Привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдаленную перспективу, обсуждать совместные проекты.

Особенности организации предметно-пространственной среды связаны прежде всего

- с обеспечением эмоционального благополучия ребенка (обстановка должна быть комфортной, в которой ребенку уютно и уверенно, где он свободно перемещается и находит себе любимое дело, пользуется игрушками и пособиями)

-с обеспечением развития самостоятельности детей ( среда должна быть вариативной, состоять из различных площадок-мастерских, лабораторий, библиотечек и т.д., которые дети могут выбирать по своему желанию. Среда должна меняться в соответствии с интересами и проектами детей)

-Среда  должна стимулировать развитие игровой деятельности. (игровое оборудование должно быть разнообразным и легко трансформируемым. Дети должны участвовать в создании и изменении игровой среды. Такую возможность должны иметь и родители.)

-предметно- развивающая среда должна обеспечивать развитие активной познавательной деятельности. А для этого он должна быть насыщенной, предоставлять возможность активного исследования. Она должна быть наполнена разнообразными схемами, моделями, алгоритмами действий, конструкторами, наборами для экспериментирования.

Для осуществления детских замыслов, воплощения идей далеко не всегда есть готовое оснащение или игровой материал. Поэтому хорошо если в группе есть уголок с неоформленным материалом(пластиковые, стеклянные бутылки, пробки, крышки; верёвки, палки, природный материал, коробки из картона, ткани, лоскутки, линолеум, прищепки, пенопласт, проволока;)Обратившись к нему, ребенок может соорудить недостающие предметы, проявить творческое воображение и конструктивное мышление.

Таким образом, педагог , родитель  должен создавать и своевременно изменять и дополнять предметно-пространственную развивающую среду с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; содержать в открытом доступе различные материалы и оборудование для самостоятельной деятельности.